28.01.2010

Яблочная революция

Интимней лэптопа, умнее смартфона
Представляя планшетный компьютер, глава Apple Стив Джобс в неизменных синих джинсах и черной водолазке, заявил: 2010 год начинается с появления «волшебного и революционного продукта». iPad, который выглядит, как безразмерный iPhone, грозится изменить компьютерный мир, пишет британский журнал The Economist. Как отозвался о своем детище Стив Джобс, iPad «настолько интимней лэптопа, настолько умнее смартфона».

С учетом того, что в течение года на рынок будут выведены другие компьютеры-«таблетки», можно также говорить о революции в области потребления Интернет-СМИ — дома, в школе и в офисе. Со своей стороны, сами СМИ также испытывают огромное воздействие со стороны новейших устройств, что приводит к изменениям в медиа-бизнесе.
Горькая, но полезная «таблетка» для издателей
Переход от печатных СМИ к сетевым не был прост для газетных и журнальных издателей. Пользователи упрямо отказываются платить за контент в сети. Компании отказываются оплачивать Интернет-рекламу по расценкам рекламы в офф-лайне. Что, в общем-то, неудивительно, с учетом того гигантского пространства, которое предоставляет Интернет. iPad, возможно, ускорит переход от печатного к сетевому контенту. В краткосрочной перспективе это может принести индустрии неприятности. Однако издатели рассчитывают, что в целом планшетники в 21 веке станут эквивалентом того, чем были до них печатные страницы, создавая новые способы презентовать контент и — продавать его.
Как выразился аналитик Deloitte Филл Асмундсон (Phill Asmundson), «для издателей — это шанс на вторую жизнь».
Именно поэтому не стоит удивляться, что Apple уже привлек некоторое количество голубых фишек из числа медийных брендов к платформе iPad. На презентации Стива Джобса эти имена прозвучали, в частности, крупнейшие издательства Penguin и Simon & Shuster. Они предоставят Apple свои книги для нового книжного онлайн-магазина iBooks. Кроме того, iPad будет поддерживать электронную версию The New York Times, которая к презентации нового гаджета создала специальное для этого приложения.
Как отмечает The Economist, издателями, вынужденными иметь дело с мистером Джобсом, сейчас владеют смешанные чувства. Достаточно обратиться к опыту музыкальной индустрии, чтобы понять, о чем идет речь. Стива Джобса демонизировали за то, что он доминирует на рынке скачивания мелодий через iTunes. Компания Apple имеет возможность контролировать цены на музыку. Продажи iPod выросли, чего не скажешь о доходах музыкальных компаний. Правда, сделав эту оговорку, необходимо признать, что Apple проложил музыкальной индустрии путь в Интернет.
Агентство Reuters, впрочем, выражает сомнение в том, что для издательского бизнеса появление «таблетки» от Apple будет означать революцию таких же масштабов, какая имела место в музыкальной индустрии, благодаря Стиву Джобсу. Возможно, именно поэтому представители издательств, присутствовавших на презентации планшетника, не стали раскрывать условия своего сотрудничества с Apple, а ограничились заявлениями о том, что читатели извлекут из этого сотрудничества пользу и удобства для себя.
Ирина Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение», считает, что для России распространение электронных книг было бы очень кстати. Хорошую книгу даже в Москве найти нелегко, не говоря уже о регионах. «К тому же наш читатель отличается от европейского большим книжным голодом», — сказала Прохорова BFM.ru. По ее оценке, электронные книги для издательского бизнеса станут «новым этапом и интересным экспериментом».
Недостатки на 500 долларов 
iPad выглядит точно так, как предсказывали разнообразные сайты о комьютерных новинках: что-то вроде большого iPod Touch или iPhone. Для отдела технологий журнала Time неожиданной стала, во-первых, минимальная цена «яблочного планшетника» — 499 долларов. По предварительным прогнозам, самый дешевый iPad должен был стоить вдвое дороже. 499 долларов — немногим больше, чем стоимость устройства для чтения книг Kindle DX от конкурента Amazon.com. Это не случайно: ранее Джобс говорил, что выпуском планшетника его компания, в частности, собирается «отъесть» долю рынка у Amazon. Во-вторых, неожиданно большая емкость аккумулятора. В режиме ожидания батарея держится месяц, в режиме работы — 10 часов.
В числе претензий к iPad — отсутствие фото-видеокамеры, однооконный интерфейс и привязка к сотовому оператору AT&T, отсутствие поддержки flash-анимации. Автор PC Mag Майкл Мачмор (Michael Muchmore) в своем блоге в социальной сети Twitter загадывает читателям загадку: «нет многозадачности, нет вебкамеры, нет поддержки Flash, а стоит 500 долларов? Подсказка: это не нетбук».
Издание Cnet News отмечает, что какие-то задачи планшетник выполняет неплохо, но с некоторыми, по большей части, офисными приложениями он не справляется. А значит, с нетбуками, которые выполняют те же функции, но лучше, iPad не сможет конкурировать. На эти же недостатки, как писал BFM.ru, обращают внимание потенциальные пользователи iPad.
Экспертов удивляет, что в планшетнике нет USB-портов, значит, он не поддерживает внешние носители информации. Еще «таблетка» не умеет распознавать рукописный текст. Кроме того, нет удаленного администрирования, функции, которая очень пригодилась бы офисным работникам. Если планшетник потеряют или украдут, невозможно будет блокировать доступ к операционной системе. В отличие от iPhone, у iPad нет поддержки Push E-mail и Microsoft Exchange.
Какие-то выводы о сильных и слабых сторонах «яблочной таблетки» делать пока рано, призывает в своем блоге обозреватель The New York Times Дэвид Пог (David Pogue). Тестовые экземпляры iPad мало у кого есть, программные приложения недоработаны, книжный онлайн-магазин толком не открылся. «Не нужно сотрясать воздух. Скептикам можно сказать только одно: будьте осторожнее. Вспомните, как по-дурацки выглядели все пророчества о коммерческом провале iPhone после начала его продаж», — пишет Пог, известный в США эксперт по техническим новинкам.

BFM

Комментариев нет: